Данилов А.Б. Медицина, религия и боль

Данилов Алексей Борисович

Алексей Борисович Данилов, доктор медицинских наук, доцент кафедры нервных болезней ФППОВ Московской Медицинской Академии им. И. М. Сеченова

Медицина испокон веков была тесно связана с религией. Отношения официальной медицины и официальной религии на протяжении истории менялись: были и периоды сотрудничества, и серьезного противостояния.

В давние времена, а также в некоторых современных племенных культурах, за помощью в случае заболевания (за исцелением, за облегчением страдания) обращаются в первую очередь к богу: напрямую (через молитву, выполнение ритуалов, религиозных обрядов) или же через посредников (в христианской религии через работников культа, священников).

Церковь всегда демонстрировала благосклонное отношение к медицине. В средние века церковь даже выдавала лицензии на врачевание, это была эпоха сотрудничества. Отношение медицины к религии также было почтительным, по крайней мере, до конца XIX, начала XX века. В XX веке положение дел резко изменилось. Медицина шагнула вперед, добившись особых успехов в анестезиологии и в своих подходах к лечению, стала игнорировать многовековый опыт религии.

Изменились и культурно-нравственные ценности в обществе, люди стали стремиться достичь максимального комфорта («общество комфорта и обезболивания»). Современная медицина предлагает обезболивание родов, стоматологические манипуляции под наркозом и уход из жизни с помощью эфтаназии. Это вызывает некоторые возражения со стороны церкви и сегодня является предметом дискуссии.

Однако несмотря на действительно значительные успехи в лечении многих острых нарушений, возможности официальной (аллопатической) медицины в лечении многих хронических нарушений остаются весьма ограниченными. К ним относится и хроническая боль. Многие пациенты, отчаявшись получить адекватную помощь в системе здравоохранения, идут в церковь, обращаются к Богу.

Подходы к лечению зависят от существующих представлений. Представления о боли у медицины и у церкви разное.

С медицинской точки зрения острая боль играет позитивную роль, предупреждает об опасности, в то время как хроническая боль — это зло. И ее необходимо любыми способами устранить.

С точки зрения большинства религиозных воззрений боль может быть результатом неправильного поведения в настоящей или прошлой жизни (как, например, в индуизме) или воздаянием за грехи всего человечества (как в христианстве).

Однако боль не расценивается как исключительно негативный опыт. Болезни, боль во многих религиях рассматривается как испытание, способствующее духовному росту. В то же время церковь предполагает, что боль необходимо облегчать, в том числе используя возможности медицины.

Основным методом лечения боли на сегодняшний день остается фармакотерапия. Главная мишень фармакотерапии — боль. Появляются все новые и новые лекарства. Однако результаты фармакотерапии не удовлетворяют большинство пациентов, страдающих болью. Главный недостаток фармакотерапии — недостаточная эффективность, либо развитие побочных эффектов, поэтому мастерство специалистов по лечению боли сводится главным образом к балансированию между эффективностью и побочными эффектами при подборе препаратов и проведении лечения.

Во многом неудачи фармакологического лечения боли обусловлены страданием пациента, поскольку хроническая боль не ограничивается неприятным сенсорным ощущением. У человека, длительное время испытывающего боль, происходят существенные личностные изменения. Хроническая боль представляет собой угрозу «я-концепции», интегративной целостности личности и сопровождается целым рядом психологических изменений, таких как тревога, депрессия, раздражение, отчаянье и безысходность.

Уменьшение боли фармакологическими методами не устраняет страдание. Преодолеть, страдание связанное с хронической болью, может помочь религиозность человека. То, что проникнутые религиозной верой люди способны повышать уровень переносимости к боли, в том числе, за счет молитвы или медитации, известно давно, вернее сказать, об этом ученые уже догадывались какое-то время, однако до недавнего времени не было научных доказательств этого эффекта.

В настоящее время проводятся научные исследования религиозности и различных духовных практик в попытке понять механизмы, лежащие в основе исцеляющего эффекта религиозности/духовности. Ученые подтвердили, что определенный комплекс представлений, ожиданий и поведенческих стратегий человека, которые обуславливают его религиозность, помогает верующим лучше справиться с болью. В западных программах по ведению пациентов с хронической болью широко используются различные религиозные техники: доказательные исследования подтверждают их эффективность.

Ученые Оксфордского университета провели экспериментальное исследование религиозности. Добровольцев подвергли воздействию электрическим током. В эксперименте участвовали оксфордские студенты: 12 человек, заявивших, что они атеисты, и 12 практикующих католиков. В ходе исследования им показывали две картины — изображение Девы Марии итальянского живописца XVII века Сассоферрато и «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи.

Подопытные студенты должны были смотреть на каждую из этих картин в течение 30 секунд. Затем на них 12 секунд воздействовали разрядом электротока. Участники эксперимента должны были ответить, насколько сильна была боль от электрошока. После опыта католики заявили, что лик Девы Марии вызывал у них чувство безопасности, заботы и умиротворения. Кроме того, после рассматривания религиозной картины верующие чувствовали боль на 12% меньше, чем после созерцания «Дамы с горностаем», а сканирование передней правой области их мозга показало, что у верующих были активированы отделы мозга — правая вентролатеральная фронтальная кора — ответственные за ингибирование боли и эмоциональную оценку ситуации. У атеистов такой мозговой активности не наблюдалось, их болевые ощущения были одинаковыми после просмотра каждой из картин. Исследователи полагают, что религиозность помогла верующим пациентам расценить ноцицептивную стимуляцию как менее угрожающую.

В другом исследовании сравнили эффективность религиозной и нерелигиозной копинг стратегий:

  • стратегия принятия боли, смирения, отрешения от исхода («делай что должно, и будь что будет»). Эта стратегия лежит в основе религиозных представлений в христианстве, индуизме;
  • стратегия контроля над болью. Экспериментальные и клинические данные показывают, что ощущение контроля над болью позволяет многим пациентам поддерживать более высокое качество жизни.

По протоколу исследования испытуемых также подвергали воздействую ударов электрического тока. Оказалось, что у испытуемых, применяющих копинг стратегию смирения, была выше толерантность (переносимость) боли, в то время как в группе, применяющих стратегию контроля над болью, был ниже самоотчет о боли. В то же время испытуемые из группы «контроля над болью» чаще выходили из эксперимента при повышении силы тока, в то время как верующие испытуемые мужественно переносили боль.

Недостаточная информированность как врачей, так и пациентов может представлять собой барьер для оказания адекватной помощи пациентам с хронической болью.

Заблуждения со стороны религиозных пациентов в отношении лечения боли:

  • С болью следует бороться только духовными средствами. Применение лекарств — отказ от помощи бога.
  • Боль не следует облегчать, так как она способствует духовному росту.
  • Непрекращение боли — признак недостаточной веры, слабости духа.

Заблуждения со стороны врачей и пациентов (атеистов):

  • Религиозность и духовные практики не оказывает никакого влияние на течение заболевания.
  • Практикуемые пациентом духовные практики мешают процессу лечения.

Интеграция медицинских подходов и религиозности могла бы помочь в преодолении подобных барьеров и существенно повысить качество оказываемой помощи больным с хронической болью.

Повышение информированности здорового населения (а не только врачей и пациентов) о высоком целительном потенциале религиозности/духовности может помочь людям легче пройти через все испытания и страдания в случае, если им придется столкнуться в жизни с хронической болью.

Рождественские чтения, 2009

Опрос о бремени болезни среди пациентов

Помогите докторам узнать о мигрени больше. Ваше мнение и ощущения очень важны, чтобы мы могли лучше помогать вам справляться с мигренью!

Пройти опрос