Обучение пациента способствует снижению боли

13 октября 2008 года

Американские учёные из университета Миссури доказали, что из разных курсов лечебной гимнастики для людей, страдающих болезнями суставов, значительно эффективнее те, которые включают в себя образовательный компонент.

«Многие учёные проводят исследования эффективности физических упражнений для больных ревматоидным артритом, чтобы мотивировать больных людей заниматься фитнессом и вести активный образ жизни. Какое-то время, пока длится исследование, пациенты занимаются в группах с тренером, после чего учёные делают вывод об эффективности гимнастики. Однако ни одно исследование не даёт ответов на вопросы: продолжают ли пациенты заниматься гимнастикой самостоятельно после окончания экспериментального курса и какие знания они получили, занимаясь с тренером», — говорит Мариан Минор, профессор факультета физической терапии университета Миссури в США. — «Все программы по лечебной гимнастике для таких пациентов должны включать в себя образовательный компонент, чтобы учить пациентов поддерживать высокую активность на протяжении всей жизни. Исследования показывают, что курсы лечебной гимнастики с тренером уменьшают боль, улучшают физическую форму пациентов, укрепляют память, но не следует забывать, что все эти преимущества пропадают, как только люди перестают регулярно заниматься».

Учёные из университета Миссури провели мета-анализ 28 исследований, в которых приняли участие 4111 пациентов, страдающие остеоартрозом, артритом коленного сустава и ревматоидным артритом. В мета-анализ были включены только те исследования, в которых оценивалась физическая активность пациентов через некоторое время после окончания курса лечебной гимнастики.

Мета-анализ показал, что пациенты, у которых выработалась привычка регулярно заниматься гимнастикой, отмечали уменьшение боли и повышение физической активности, по сравнению с пациентами, которые не выполняли гимнастику регулярно. Образовательный компонент, присутствовавший в исследованиях, помогал пациентам поддерживать высокий уровень физической активности после окончания курса лечебной гимнастики с тренером. Пациенты, продолжившие заниматься самостоятельно, отметили дополнительные преимущества активного образа жизни — повышение мышечного тонуса и улучшение памяти.

«Образовательные компонент может быть включён в основную программу физической подготовки в самых разных формах. Образовательные занятия могут проводить врачи, медсёстры и другой медицинский персонал», — говорит автор исследования, профессор Вики Конн. «Мы нашли несколько эффективных тактик преподнесения образовательного компонента, в том числе, это может быть беседа пациента или группы пациентов с квалифицированным врачом, который отвечает на вопросы больных, рассказывает о положительном эффекте физических упражнений и ставит достижимые цели».

«Обязанность врачей — повышать образовательный уровень пациентов, помогать им выработать привычку поддержания высокого уровня физической активности. Важно, чтобы после постановки диагноза “артрит” врач обеспечивал пациента всей информацией по заболеванию и, помимо назначения лекарственных препаратов, объяснял, как бороться с симптомами собственными силами. Повышение образовательного уровня пациентов должно стать одним из основных приоритетов системы здравоохранения, чтобы люди чувствовали собственную ответственность за свои болезни и принимали активное участие в улучшении качества жизни», — говорит профессор Минор.

Источник: www.sciencedaily.com