Счастье заразно!

20 декабря 2008 года

«Если вы вдруг почувствовали себя счастливым — поблагодарите своих друзей и друзей ваших друзей. Если же вы несчастны — не ищите виновных, в этом виноваты вы сами». Такие советы дают учёные Гарвардского и Калифорнийского университетов, авторы масштабного 20-летнего исследования счастья как социального феномена.

В ходе исследования был проанализирован уровень счастья и социальные связи почти 5000 человек за 20 лет. Учёные обнаружили, что счастье, как заразная болезнь, способно распространяться по социальным связям, заражая друзей счастливчика, друзей его друзей и друзей друзей его друзей. Этот эффект может длиться во времени до одного года.

Учёные с удивлением обнаружили, что обратная сторона счастья — печаль, не способна распространяться по социальным связям так стремительно. Кажется, что счастье больше любит компанию, чем горе.

«Мы обнаружили, что ваше эмоциональное состояние может зависеть от людей, которых вы не знаете и которых не знают даже ваши друзья. К тому же этот эффект далеко не мимолётен, — говорит профессор медицинского факультета Гарвардского университета Николас Кристэкис (Nicholas Christakis), проводивший исследование вместе со своим коллегой из Калифорнийского Университета (University of California) в Сан-Диего профессором социологии  Джеймсом Фоулером (James Fowler).

В течение двух лет Кристакис и Фоулер отобрали и систематизировали информацию крупного кардиологического исследования, которое было запущено в 1948 году и продолжается по сей день. В ходе исследовании были реконструированы социальные связи участников и проанализированы взаимоотношения между участниками социальной сети, их уровень счастья и здоровья. Учёные собирали ценную информация по крупицам в архивах лечебных учреждение и историях болезни, заполненных от руки, наиболее старые из которых относились к 1971 году. Учёные учитывали крупные семейные события, происходившие в течение контрольного срока в жизни каждого участника эксперимента — рождение детей, брак, развод, смерть. Участники также предоставляли информацию о своих друзьях, соседях и коллегах по работе. Многие участники эксперимента имели друга или друзей, также принимавших участие в исследовании. Кристакис и Фоулер собрали информацию о 4739 людях и проанализировали около 50000 социальных и семейных связей.

Уровень счастья учёные определяли по Индексу депрессии Центра эпидемиологических исследований (Center for Epidemiological Studies Depression Index), который заполнили все участники исследования. Анализ результатов показал, что когда один человек становится счастливым, уровень счастья друга, живущего в радиусе мили от него, повышается на 25%, уровень счастья супруга увеличивается на 8%, родных братьев и сестёр, живущих в радиусе мили — на 14%, а соседей из соседних домов или квартир — на 34%.

Но самым удивительным оказалось то, что волна счастья опосредованно охватывала и тех людей, которых счастливый человек не знал. Так, например, уровень счастья друга друга счастливого человека увеличивался на 10%, а друга того друга, который и сам уже не знал. Источника счастья, на 5,6%. «Заразный» эффект счастья ограничен во времени и пространстве. Чем ближе друзья живут друг к другу, тем больше они заражаются счастьем друг от друга. С увеличением расстояния эффект ослабевает. По этой причине соседи из соседних домов в частном секторе воспринимают волну счастья, а соседи по всему кварталу её не чувствуют. Помимо этого, эффект счастья ограничен во времени: он полностью проходит в течение года.

Как бы ни пытались родители убедить своих детей, что популярность не приносит счастья, это не так. Популярность делает человека счастливым. Люди, расположенные в центре социальных связей, более счастливы, чем те, кто располагается с краю. В то же время внезапно обрушившееся счастье не перемещает человека на более центральную позицию в структуре социальных взаимоотношений. Счастье распределяется угасающей волной по сети, не меняя её структуры.

Профессор Фолдер также отмечает, что открытие вселяет оптимизм в преддверии новогодних праздников в кризисные времена. Анализ информации показал, что неожиданное получение 5000 долларов делает человека счастливее только на 2%. «В то же время, человек, которого вы не знаете, может увеличить уровень вашего счастья существенно больше, чем несколько лишних тысяч долларов в вашем кармане», — говорит он.

Исследование опубликовано в последнем выпуске журнала «The BMJ».

Источник: http://web.med.harvard.edu