Телефонный звонок снимает боль

03 февраля 2009 года

Люди, пострадавшие в автомобильных катастрофах, имеют меньше проблем со здоровьем и отмечают более высокий уровень жизни, если через три недели после выписки из больницы принимают телефонный звонок от медсестры, которая интересуется их здоровьем, даёт советы и консультации по самопомощи.

В течение двух лет шведские учёные из университета Умеа (Umea University) исследовали 568 пациентов, пострадавших в автомобильных катастрофах и госпитализированных в одну и ту же больницу.

Они обнаружили, что пациенты, вошедшие в группу с постгоспитальной телефонной поддержкой, на 35% меньше жаловались на боль и дискомфорт, чем пациенты из группы контроля. Пациенты из первой группы также имели более низкий уровень тревожности, депрессии, быстрее возвращались к привычной деятельности.

В исследовании приняли участие пациенты, в возрасте 18-70 лет, которые были госпитализированы в клинику после автокатастрофы. Пациенты были разделены на две группы в случайном порядке (288+280 человек). Из исследования были исключены люди, страдающие психическими заболеваниями и слабоумием. Среди пациентов, окончивших исследование, было 147 водителей, 178 велосипедистов и 185 пешеходов.

Все пациенты заполнили опросник, оценивающий качество жизни, через 2 недели и 6 месяцев после аварии. Пациентом из первой группы через три недели после выписки был сделан контрольный звонок из госпиталя. В ходе телефонного разговора с пациентом медсестра узнавала о его самочувствии и консультировала по имеющимся проблемам. Продолжительность звонков составляла в среднем 12 минут (38% всех звонков), если пациент не имел вопросов к медицинским работникам, и 24 минуты, если у пациента были дополнительные вопросы (62%).

В ходе исследования учёным удалось выявить следующие особенности:

  • Женщины в два раза чаще задают вопросы медицинскому персоналу, чем мужчины (69% против 31%).
  • Две трети проблем, с которым сталкиваются пациенты после автокатастрофы, имеют физиологическую основу: боль, ограничение подвижности; а треть пациентов сталкивается с психологическими проблемами: нарушение эмоционального равновесия и боязнь езды в наземном транспорте.
  • У женщин почти в два раза чаще, чем у мужчин, возникают проблемы с физическим самочувствием (66% против 34%) и в четыре раза чаще психологические проблемы (79% против 21%).
  • В результате телефонной консультации 29% пациентов получили советы по самолечению, 26% посоветовали обратиться в больницу для очной консультации, 25% получили советы по снятию симптомов, имевшихся на момент телефонной беседы, 11% посоветовали обратиться к физиотерапевту, 5% рассказали, как будет проходить их восстановление, и 4% посоветовали обезболивающие препараты.

Опрос, проведённый через 6 месяцев после аварии, показал, что пациенты, которым был сделан консультационный звонок из больницы, имели значительно более высокое качество жизни, чем пациенты из контрольной группы.

Пациенты, принявшие звонок от медицинского персонала, имели меньше проблем с подвижностью (49% против 59%), меньше уровень депрессии и тревожности (17% против 26%), меньше проблем в повседневной деятельности (14% против 18%). Наиболее существенны были отличия среди водителей автомобилей: из тех, кто принял звонок из больницы, лишь 38% жаловались на боль и дискомфорт через 6 месяцев (в контрольной группе — 63%). На депрессию и тревожность жаловались 20% и 32%, на проблемы в повседневной деятельности — 12% и 25%, на плохую подвижность — 6 и 13% соответственно.

«Наше исследование отчётливо показывает, что простое внимание со стороны медицинского персонала, которое выражается в единственном звонке и консультации после выписки пациента, значительно улучшает самочувствие пациента и качество его жизни», — говорит автор исследования Карин Франзен (Carin Franzen), научный сотрудник кафедры госпитальной хирургии университета Умеа.

Источник: www.sciencedaily.com